«Это не жизнь, а только житие…»

Николай Семёнович Лесков (1831 — 1895) – прозаик, самый народный писатель России, драматург. Автор известных романов, повестей и рассказов, таких как: “Некуда”, «Леди Макбет Мценского уезда», «На ножах», «Соборяне», “Левша” и многих других, создатель театральной пьесы “Расточитель”.

«Самый русский из русских писателей»

«Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей, и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть», – так оценивал творчество Лескова один из литературоведов. «Русскости» этот писатель набирался во время многочисленных рабочих командировок по просторам необъятной Родины. «Это самые лучшие годы моей жизни, когда я много видел и жил легко», – впоследствии вспоминал Лесков, отображая пережитое в персонажах повестей и романов. Николай Лесков

Творчество Николая Лескова

Для своего времени писатель начал печататься достаточно поздно – в 26 лет. Однако редакторы литературных журналов быстро оценили разносторонние журналистские способности Лескова, проявившиеся статьями на медицинскую, экономическую и этнографическую тематику. Обладая таким качеством писателя, как правдивость, Лесков открыто показывал «язвы общества». Так он написал серию очерков о коррупции среди полицейской медицины, чем вызвал негативную реакцию сослуживцев. По сфабрикованному делу Лесков был обвинен во взятках, и ему пришлось оставить службу. Негативные отклики получил и первый объемный труд «Некуда», направленный против деятельности революционеров и нигилистов. И это несмотря на то, что тираж разошелся с прилавков за три месяца, а последние экземпляры распродавались втридорога. Противники творчества Лескова полагали, что роман стал заказом политической полиции.

 «Найдется ли теперь в России – кроме «Русского вестника» – хоть один журнал, который осмелился бы напечатать на своих страницах что-нибудь выходящее из-под пера Стебницкого и подписанное его фамилией?..» Лесков, печатавшийся под псевдонимом Стебницкий, долго не мог отмыться от клейма «доносчика». Но чужое мнение не помешало писателю и дальше высмеивать нигилистов, как в другом своем романе «На ножах». Без повышенного внимания со стороны не обходилось ни одно сочинение Лескова. Даже повесть «Левша» о тульском мастере, подковавшем блоху, подверглась нападкам. «Левые» обвинили автора в национализме, «правые» посчитали выведенный образ русского народа излишне мрачным. Повесть «Очарованный странник» была положительно воспринята при дворе, но цензуру не прошла. Особое место в творчестве раннего Лескова отводилось религии. Целая книжная серия была посвящена праведникам христианства, за что Лескова почитали священнослужители Русской Церкви. Один из них преподнес ко дню рождения Лескова Псалтирь с формулировкой: «Творцу «Соборян», воспевшему тяжелый быт русского духовенства…» 

К концу жизни все-таки увидело свет его десятитомное собрание сочинений. Правда, в купированном цензурой варианте. Несмотря на меняющееся мировоззрение Лескова, и то, что в послереволюционное время он был назван «буржуазно настроенным писателем», первый советский прозаик Максим Горький почитал Николая Лескова одним из первых русских писателей, который «писал не о мужике, не о нигилисте, не о помещике, а всегда о Русском человеке, о человеке этой страны. Каждый его герой – звено в цепи людей, в цепи поколений, и в каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума — дума не о судьбе лица, а о судьбе России».

 

 

 

 

 

 

 



Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.