«Николай Евгеньевич Ончуков»
Его называли «классиком русской фольклористики», благодаря ему появился на сегодняшний день ценный исторический материал – газета «Прикамская жизнь», он много путешествовал, увлекался этнографией, выпускал научные труды, сотрудничал с Русским географическим обществом и стоял у истоков создания в Сарапуле первого в Прикамском крае музея.
Это все о Николае Ончукове, 3 марта ему исполняется 150 лет со дня рождения.
Русская народная сказка стала предметом интенсивного исследовательского интереса во второй половине XIX века. К началу XX столетия был собран огромный фактический материал, были выявлены и описаны сюжеты и их варианты, определены районы с наиболее богатой сказочной традицией, и как следствие этого, стали складываться исследовательские школы русского сказковедения (мифологическая, историческая), принесшие всемирную славу русской фольклористике. По существу, с выходом восьми выпусков народных русских сказок А. Н. Афанасьева (М., 1855—1864 гг.) стало возможным говорить о существовании в России Полного собрания русских сказок. Это было чрезвычайно важным событием в деле изучения русского национального самосознания, если вспомнить известный тезис о том, что эпос является как бы визитной карточкой этноса. Именно богатая эпическая традиция (собственно эпос и народная сказка) определила русскую культуру как особую человеческую цивилизацию, имя которой — Россия.
Однако богатый сюжетный фонд далеко не исчерпывал особенности русского сказочного эпоса, поскольку сказка в России была — в отличие от других стран — живой традицией. Важной, если не главной, задачей русской фольклористики было выявление изобразительно-художественного своеобразия сказок, а также тех исполнителей, которые несли сказочную традицию. Эту задачу взяло на себя следующее поколение отечественных фольклористов, которые своими трудами в полной мере представили Полное собрание русских сказок во всем его региональном своеобразии — стилистическом, языковом, психологическом и сюжетном.
Николай Евгеньевич Ончуков родился в городе Сарапуле Вятской губернии в марте 1872 года. Отец будущего фольклориста, Евгений Иванович, занимался торговлей, мать, Мария Владимировна, из семьи купцов Башмаковых, умерла, когда мальчику было всего три месяца. Мальчик сначала воспитывался у бабушки в поселке Воткинского завода. В 1878 году он вместе с нею переехал в Сарапул к своему отцу. Далее обучение в Казанской земской фельдшерской школе, работа фельдшером в различных деревнях Пермской и Вятской губерний, здесь же началось сотрудничество с местными и столичными газетами. Журналистика стала первой областью, где проявились его гуманитарные наклонности.</p Желающие могут >познакомятся с изданиями Николая Евгеньевича: «По Чердынскому уезду»; «Былинная поэзия на Печоре»; «Печорские былины»; «Северные сказки»; «Северные народные драмы», прослушают сказку «Иван-царевич и девица-царица».